четверг, 15 июля 2010 г.

Почему делим время пополам

Удивительно, но в Интернете, сколько ни искал, нет ничего вразумительного написанного про размер и темп. Ну в смысле того, как одно соотносится с другим. Вот думаю, а напишу-ка я что-нибудь на эту тему…

На самом деле есть много мыслей по этому поводу. Вот например, что нам говорит Краткий Музыкальный Словарь:

МУЗЫКА́ЛЬНЫЙ РАЗМЕ́Р — выражение метра (см.); обозначает число долей определенной длительности, образующих такт.

А метр соответственно это:

МЕТР — последовательное чередование опорных (акцентируемых) и неопорных (безакцентных) долей в ритмическом движении.

Хм… вам это что-нибудь говорит?

Вообще, интересно, как это придумалось у кого-то. То есть сидел человек себе и, вдруг, придумал как делить время на отрезки и как с ними что-то делать. Ах да, еще определение Темпа надо привести:

ТЕМП — скорость течения (смены) метрических счётных единиц

Вообще клево, никакой конкретики…

Итак, попробуем разобраться во всем еще раз с самого начала.

Есть время. То есть часы идут, время течет. Возьмем некоторый временной интервал. Ну например, для простоты 1 секунда. В начале каждой секунды будем делать удар (например по барабану, раз уж это блог про барабаны). Получим некий темп. Боцк… боцк… боцк…”От боцк до боцк” – такт. Дальше делим этот интервал на 4 части – получим размер 4/4. Это вроде понятно. Доля у нас будет значит длиться 1/4 секунды. Ну и все последующие доли понятно как образуются – делением на 2… Соответственно 1/8 будет длится 1/8 секунды.

Для меня вроде все понятно – взяли интервал, поделили на 4 части - получили 4/4. Почему-то не так прозрачно, что если мы играем в размере 3/4 в том же темпе (боцк… боцк… боцк), то такт будет длиться уже не секунду! Можно подумать, что для того, чтобы получить 3/4, нужно взять секунду и разбить ее на три части.. А вот и нифига! Берутся те же четверти, из 4/4. Почему-то у меня в голове это не очень укладывается. Казалось бы первичным должен быть темп, и от него уже разные размеры.. А нет – первичными получаются доли.. Аналогично берутся 1/8 из размера 4/4 и получатся размеры 3/8, 6/8 и т.д.

Короче, доли в одном темпе – одинаковые, просто их разное количество в такте. Поэтому такт это вовсе не от боцк до боцк. Такт “от боцк до боцк” только в 4/4. А при переходе из размера в размер доли не меняются, поэтому музыка как бы не растягивается, не плывет, а просто сменяются сильные/слабые доли, их чередование.

Интересно было бы, если бы временной отрезок изначально мы делили не пополам, а на три. То есть были бы “трети”, “шестые”, “двенадцатые” и т.п. Забавно да? Видимо так не сделано, потому что мы считаем в десятичной системе и 10 делить на 3 совсем не удобно. Не знаю.. Это ладно 3, а если 5 или 7 или 13… ))) Почему-то меня это интересует. Причем интересует не тот, как бы это было, а то, почему так, как есть – делим на 2? Кстати, известный факт, что если бы мы выбрали не 10ую систему, а 12ричную, то могли бы без труда делить круглый числа на 2, 3, 4, 6, а не только на 2 и 5… Тогда бы и музыка, наверное, была бы другая…

Все то, что я описал – относится к полиРитмии в одном из смыслов (по поводу этого будет отдельный пост) – когда мы переходим из одного размера в другой или накладываем друг на друга ритмы в разном размере (заметьте, что теперь ясно, что размеры там разные, но Доли – одинаковые). С другой стороны есть полиМетрия (по ней тоже будет пост) – когда мы именно накладываем разные доли друг на друга – промежуток времени делится сначала на 4, а потом на 3 и все это накладывается (триоли в 4/4). А ведь есть же еще и квинтоли и септоли… То есть все-таки делят секунду на 3, 5 и 7 частей и ничего страшного.. Но это уже сложнее воспринимается.. Опять же – может как раз из-за того, что всех на начальном этапе грузят 4/4 во всех музыкальных заведениях…

Ну вот такие мысли. Многие мне бы сказали – че ты нас грузишь, так что, наверное, этот пост для самых искушенных… ))) Пишите комменты, господа )

3 комментария:

  1. Круто, что появился такой блог! Такт, ритм - это вообще тугая для меня тема! Иногда кажется, что можно без всего этого обойтись (особенно, если с карданом играть гыгыгыгы), а иногда и нет.

    Ладно, все равно почитаем, вдруг что-то новое обнаружится )

    Только вот чтобы комментить, надо сначала аккаунт гугла, или какой-нибудь другой аккаунт из набора twitter, yahoo, google, openid, AIM завести, а это долго и нудно...

    ОтветитьУдалить
  2. Все для вас, друзья. Открыл для комментов полный доступ. Если будете спамить - закрою, так что давайте жить дружно :)

    ОтветитьУдалить
  3. В моей жизни был период обучения в муз.школе и мне совсем не приходило в голову как уживаются размер, темп, доли...Не всегда понятно, но тема отличная!
    Спасибо, что заставил подумать (это не всем удается ;)))!

    ОтветитьУдалить